ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
   
  С июня 2022 года центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма»  приступил к реализации пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, проживающих на территории Тюменской области.
   
  Цель пилотного проекта: отработка подходов к оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с использованием электронного сертификата.
   
   
  Участники пилотного проекта: дети от 4 до 17 лет (включительно), которым категория «ребенок-инвалид» установлена впервые.
   
  В Центре услуги по комплексной реабилитации и абилитации могут получить дети-инвалиды, относящиеся (целевая реабилитационная группа присвоена до 01.03.2025 г.):
   
  - 
    
      ЦРГ 1.2. Дети-инвалиды с преимущественными специфическими расстройствами психологического развития, в том числе вследствие хромосомных нарушений и других врожденных или приобретенных в раннем возрасте причин (расстройства развития речи и языка, учебных навыков, моторных функций) 
- 
    
      ЦРГ 2 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения) 
- 
    
      ЦРГ 3 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (слуха) 
- 
    
      ЦРГ 4 Дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения) 
- 
    
      ЦРГ 5 Дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы 
С 01.03.2025 г установлены целевые реабилитационные группы:
ЦРГ 1 - инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций
ЦРГ 2 - инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций
ЦРГ 3 - инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций, в том числе:
ЦРГ 3.1 - инвалиды вследствие слепоты или слабовидения
ЦРГ 3.2 - инвалиды вследствие глухоты или слабослышания
ЦРГ 3.3 - инвалиды вследствие сочетанных нарушений функций зрения и слуха
  Условия проживания: 2-х, 3-х местные номера с санузлом, телевизором, холодильником.
   
   
  Питание: пятиразовое для детей-инвалидов и трёхразовое для сопровождающих лиц.
   
   
  Центр состоит из 6 корпусов, соединенных теплыми переходами. Для организации досуга имеются игровые комнаты, уличные игровые и спортивные площадки, тренажёры.
   
   
  Услуги по комплексной реабилитации и абилитации проводятся по основным направлениям:
   
  Социально-бытовая реабилитация и абилитация
  
На практических занятиях у ребенка (в соответствии с возрастом) формируются (в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств):
  
    
      |  | -навыки личной гигиены, одевания и раздевания | 
    
      |  | -навыки поддержания порядка в быту, умение безопасно пользоваться бытовыми приборами | 
    
      |  | -навыки безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация «свой-чужой», навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома – пожар, взлом, утечка газа и др.) | 
  
Используемые методики и технологии
  - 
    Методика «Оккупационная (повседневная) терапия»
- 
    Игровые технологии
- 
    Технологии, применяемые для снятия зрительных и двигательных нагрузок
- 
    Технологии многочувственного (полисенсорного) восприятия
- 
    Технологии проблемного обучения и формирования основ безопасного поведения
  Социально-средовая реабилитация и абилитация
  
На практических занятиях у ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом) формируются (в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств):
  
    
      |  | -навыки персональной безопасности в условиях городской/сельской среды при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками и т.д. | 
    
      |  | -навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.) | 
    
      |  | -умения распоряжаться денежными средствами, производить денежные расчеты при оплате услуг и покупок | 
  
 Используемые методики и технологии
  - 
    Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе А.М. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками).
- 
    Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
- 
    Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета «Магазин» (товарно-денежные расчеты) обращение к окружающим за помощью, в том числе к специалистам учреждений «Больница», «Парикмахерская» и д.р.
  Социально-педагогическая реабилитация и абилитация
  
  На практических занятиях у ребенка-инвалида (в соответствии с возрастом) (в том числе с использованием ТСР и ассистивных технологий, рельефно-точечного шрифта Брайля, компьютерных технологий (при необходимости) формируются:
  
    
      |  | -коммуникативные навыки, устная и письменная речь, учебные навыки (счет, письмо, чтение и др.) | 
    
      |  | -развитие общей и мелкой моторики | 
    
      |  | -проводятся с ребенком-инвалидом логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма | 
      
      |  | -адаптивное социально-ролевое поведене посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (театральные постановки, социоролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.) | 
    
      |  | -духовно-нравственные ценности ребенка-инвалида посредством совместного (группового) просмотра фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе | 
    
      |  | -творческий потенциал ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.) 
            | 
    
      |  | -творческие и ремесленные навыки у ребенка-инвалида с учетом его интересов и способностей | 
  
 Используемые методики и технологии реабилитации у детей с нарушениями речи:
  - 
   «Слоговая структура слова» Четверушкиной Н.С.
- 
   «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» Большаковой С.Е.
- 
    «Формирование речи у дошкольников» Ефименковой Л.Н.
- 
   «Логопедическая ритмика» Волковой Г.А.
- 
    «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.
- 
    «Методика обследования самостоятельной речи» Иншаковой О.Б.
- 
    «Логопедический массаж» Дьяковой Е.А.
- 
    «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PЕCS»
   
 Используемые методики и технологии в реабилитации у детей с нарушениями слуха:
  - 
    «Методика развития слухового восприятия и речи у детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами» Королевой И.В.
- 
    «Формирование устной речи у дошкольников с нарушенным слухом» Пелымской Т.В., Шматко Н.Д.
- 
    «Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 классов» Кузьмичевой Е.П.
- 
    «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» Королевской Т.К. Пфафенродт А.Н.
- 
    «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха» Назаровой Л.П.
 Используемые методики и технологии в реабилитации у детей с нарушениями зрения:
  - 
    Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения (Е.Н. Подколзина)
- 
    Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие (Л.Б. Осипова).
- 
   Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
- 
    Психолого-педагогическая диагностика (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.).
- 
    Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей») (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.).
 Используемые методики и технологии в реабилитации у детей c нарушениями речи, слуха, зрения:
  
  - 
    Изотерапия
- 
    Музыкотерапия
- 
    Танцевально-двигательная терапия
- 
    Сказкотерапия
- 
    Библиотерапия
- 
    Игротерапия и др.
  Социально-психологическая реабилитация и абилитация
  
  На практических занятиях проводится работа над:
  Используемые методики и технологии:
  
    Метод сенсорной интеграции
  
    Метод нейропсихологической коррекции
  
    Сказкотерапия
  
    Песочная терапия
  
    Арт-терапия (рисование)
  
    «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛ MAGIUM»
  
    «Программно-методический комплекс МОБИ «Дуэт»
  
    «Программно-методический комплекс МОБИ «Знайка»
  
    Комплекс с видеобиоуправлением «Игры с Тимом»
  
    Программно-модульное устройство для тренировки двигательных навыков «Баланс»
  Профориентация (с 14-ти летнего возраста)
  
  Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью:
  -формирования психологической готовности к выбору профессии
  -коррекции неадекватного профессионального выбора
  -формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии
  -обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.)
    
  Адаптивная физическая культура
  
  Проведение практических занятий, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на:
  -формирование (восстановление) мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств
  -формирование (восстановление) способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств
  -формирование (восстановление) мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях (способности к передвижению, изменению позы тела и перемещению тела)
   
 
  В учреждении создана доступная среда (стоянка для инвалидов, наличие звуковых маяков, информационные тактильные мнемосхемы, специальные поручни, стационарная информационная (индукционная) система, электронные табло «бегущая строка», информационные терминалы).
  Дополнительная информация
  Информация об участии в пилотном проекте
    
  - 
   Услуги по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в ходе пилотного проекта предоставляются бесплатно с использованием механизма электронного сертификата.
- 
    Электронный сертификат – это электронная запись в реестре, которая привязывается к номеру Вашей банковской карты платежной системы МИР, выпущенной любым банком Российской Федерации. Сами денежные средства на карту не перечисляются, а резервируются в Федеральном казначействе, до совершения покупки.
- 
    Наличие действующей карты МИР является обязательным условием для получения сертификата.
- 
    Данные действующей карты МИР нужно предоставить в учреждение МСЭ для передачи этой информации в ФСС, который и формирует электронный сертификат.
- 
    Услуга предоставляется в стационарной форме в соответствии со стандартами предоставления услуг:
  - стационарная форма без сопровождаемого проживания включает в себя проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц;
 - стационарная форма с сопровождаемым проживанием включает в себя проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов и трехразовое питание сопровождающих детей-инвалидов лиц.
  - 
    Курс оказания услуг должен быть завершен не позднее 12 месяцев со дня установления ребенку категории «ребенок-инвалид» впервые в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы пилотного региона.
- 
    Право переноса сроков и смены организации (федерального учреждения) предоставляется ребенку-инвалиду однократно и должно быть реализовано в период действия электронного сертификата.
- 
    Решение о замене организации (федерального учреждения) или продолжении курса оказания услуг в иной период может быть принято в течение первых 3 календарных дней после начала оказания услуги.
- 
    С родителями (законными представителями) детей-инвалидов заключается договор на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации.
- 
    Оплата услуги осуществляется банковской картой платежной системы МИР, которая была указана Вами в учреждении МСЭ. Оплата приобретаемой услуги по комплексной реабилитации и абилитации осуществляется в начале курса оказания услуг.
  Информация о правах и обязанностях родителей (законных представителей) и детей-инвалидов»
  
  - 
    право на отказ от одного или нескольких видов мероприятий, включенных в услугу, а также условия прекращения или приостановки отдельных видов мероприятий, включенных в услугу, и (или) услуги в целом;
- 
    права на конфиденциальность информации и защиту персональных данных, защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 
    право на обеспечение условий пребывания в организации, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- 
    право на информированность в части путей передвижения и расположения кабинетов.
  Медицинские противопоказания для получения услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
  Перечень медицинских документов, предъявляемых при поступлении на комплексную реабилитацию и абилитацию в АУ ТО «Центр комплексной реабилитации «Пышма
  Памятка для родителей
  Информация для родителей на официальном сайте ФСС РФ (ССЫЛКА)
  Информация по пилотному проекту на официальном сайте МСЭ РФ (ССЫЛКА)
   
  Центр находится по адресу:
  625530, Тюменская обл., м.р-н Тюменский С.П. Винзилинское, ТЕР. ФАД. Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, км. 28-ой, ЗД. 8
  Режим работы учреждения — круглосуточно.
  Контакты:
  Сектор по сопровождению клиентов
  Тел: +7 (3452) 68-21-06
   
   
   
  